То, о чем сказано на этих страницах, имеет как бы два плана
восприятия: логически‑доказательный и интуитивный. Логически‑доказательный –
это концепция «пульсирующей Вселенной», модели замкнутого времени,
существующего во Вселенной, времени, которое движется по кругу. Интуитивный
план восприятия – это чувство «уже виденного», иногда – символы и язык
искусства. Вот как чувствовал, как понимал это поэт. Он говорил о рое атомов,
сложившихся, составивших некоего конкретного человека:
Кружил этот рой без начала И будет кружить без конца, И были мгновеньем причала Черты моего лица. …………………… Разве не могут атомы снова Сложиться в такое, как ты и я? (И. Сельвинский) Об этом же Горький говорил как‑то Блоку наполовину в шутку,
наполовину всерьез: – …Через несколько миллионов лет, в хмурый вечер
петербургской весны, Блок и Горький снова будут говорить о бессмертии, сидя на
скамье в Летнем саду. Еще в 20‑х годах нашего столетия, когда научное познание
делало лишь первые шаги в космологии, Альберт Эйнштейн констатировал: «Против
идеи вечного возвращения наука не может привести абсолютно достоверных
аргументов». Если каждая Вселенная воспроизводит, повторяет бывшие до
нее, материя всякий раз располагается в пространстве, образуя те же сгустки –
те же галактики, звезды, планеты. Тогда все происшедшее, происходящее и то, что
должно еще произойти, – неисчезаемо, неуничтожаемо и пребывает вечно. Как
бессмертны и пребывают вечно все живущие сейчас и жившие когда‑то, потому что в
постоянном повторении циклов Вселенной им снова и снова откроются двери жизни,
впуская их в мир, как это было уже бессчетное число раз. * * * Но конечны дни всех. В том числе и тех, кто когда‑то искал
бессмертия. И если бы кто‑нибудь когда‑нибудь и достиг его, в конце концов ему
пришлось бы задаться вопросом: что же буду я делать в бесконечной своей жизни,
чем заполню беспредельное свое бытие? Наверное, каждый нашел бы на это свой
ответ сообразно внутренней своей склонности, как находили люди во все времена.
Правда, что касается внутренней склонности, всегда ли мы сами знаем о ней? Даже
когда говорим о таких традиционных, казалось бы, вещах, как распределение
женских и мужских ролей. Представление, что мужчине
надлежит быть мужественным и храбрым, а женщине – нежной и хрупкой, не столь уж
непреложно. Можно напомнить, что в прошлом женщинам был присущ куда более
«мужской» набор качеств – и мужество, и физическая храбрость, и даже
жестокость. Носителями этих качеств были, например, амазонки – женщины‑воительницы,
о которых сохранилось немало исторических свидетельств и преданий. Знакомство с
ними ставит немало вопросов, ответить на которые оказывается весьма непросто.
стр.1
стр.2
...
|